Четверг, 21.11.2024, 09:36
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Звенигород в XIX веке

Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом в XIX веке

       Начинался Саввино-Сторожевский монастырь с деревянных построек. На горе Стороже возвели храм Рождества, вокруг построили деревянные кельи и территорию обнесли тыном из бревен. В начале  XV века на месте деревянного храма возведен белокаменный собор. Сведений об истории монастыря в XVI сохранилось крайне мало.
       Семнадцатый век стал самым ярким временем в истории монастыря. С середины XVII в. монастырь фактически совмещал в своих стенах царское богомолье с государственной резиденцией. И вокруг древнего Рождественского собора вырос уникальный архитектурный ансамбль.


Вид на Красную башню Саввино-Сторожевского монастыря.
Раскрашенная фотография 1900 гг.


       Одно только перечисление зданий уже говорит о нетрадиционном для русского монастыря его использовании. Дворец царя Алексея Михайловича, Царицыны палаты - весьма специфический набор зданий, характерный именно для загородной царской резиденции.


Схема генерального плана Саввино-Сторожевского монастыря (современное состояние)

       Как выглядел монастырь в XVII и XVIII веках сказать сегодня сложно. На редких изображениях того времени монастырь нарисован очень схематично. Пожалуй, наиболее реалистично он отображен на рисунке Альберта Адамса, сделанном в 1812 году.


 Привал французских войск у Звенигородского монастыря 10 сентября 1812 г.

       А вот с появлением фотографии, то есть где-то с середины XIX века, можно увидеть архитектуру монастыря запечатленную документально. И сегодня эти снимки дают нам возможность поговорить не только об истории монастыря, но и проследить за изменениями в его архитектурном облике.
       Во второй половине XIX, и самом начале XX века было сделано довольно много фотографий, дошедших до наших дней. И сравнивая описания и фотографии,  мы может уже довольно четко представить себе архитектурный комплекс Саввино-Сторожевского монастыря в эпоху Российской Империи конца  XIX века.
       И первое, что надо отметить - монастырский комплекс к концу века дошел в весьма перестроенном состоянии.
Сегодня мы привыкли видеть архитектуру после проведения огромного объема восстановительных работ под руководством мастеров Советской школы реставрации в 1960 – 1980 гг.  Именно в эти годы зданиям монастыря были возвращены их исторические формы. Если бы нам удалось перенестись на «машине времени» в XIX век, то многие здания монастыря узнать нам было бы непросто.

 

Это одна из первых фотографий монастыря. На снимках видно, что в середине XIX века центральная площадь монастыря была открытой, а вот к концу века были посажены деревья. И если детали архитектурной отделки менялись на каждом отдельном временном этапе, то деревья,  посаженные в конце XIX века и частично сохранившиеся до наших дней, являются своеобразным календарем для датировки отдельных фотографий.

 
На фотографии 1881 г. общий ансамбль монастырких строений предстает в полном виде. Здесь особенно интересно посмотреть на благоустройство главной площади монастыря, с павильоном в центре. Во всем этом просматривается стремление взаимосвязать разнохарактерные сооружения, и придать главной площади монастыря определенный классический порядок. Фотограф выбрал утренние часы, когда солнце освещает скользящими лучами северный фасад собора. Четко видна настенная живопись, укрошавшая в те годы закомары собора и барабон купола.  
 
 
Вид Рождественского собора на раскрашенной фотографии 1900 гг.

       И даже если цвета на этой раскрашенной фотографии переданы не совсем верно – все равно основные соотношения наверняка соответствуют истине. Цвета стен, крыш и куполов, цвета деревьев, кустов и травы, цвет песчаных дорожек и цвет неба.
       Могу только предположить, как это изображение создавалось. Очевидно – была распечатана на бумаге неяркая черно-белая фотография, и художник сидел на стульчике в этом самом месте и акварельными красками доводил фотографию до состояния акварельного пейзажа. Конечно – это моя фантазия, может быть, раскрашивали фотографию в мастерской, и художник имел перед глазами свою акварельную работу, выполненную с натуры. Бог знает, как это было на самом деле. Дело совсем в другом.
       Дело в том, что сегодня, когда и собор изменился до неузнаваемости и окружение у него совсем другое – раскрашенная фотография является для нас чуть ли не главным документом той эпохи.

       Иван Барщевский, один из первых профессиональных фотографов в России, который занимался исключительно архитектурной съемкой. В 1885 году И.Барщевский выполнил серию фотоснимков по Звенигороду. Две следующие фотографии из его коллекции.

 
Одна из ранних фотографий Рождественского собора. Деревья на площади еще совсем молодые. Фото 1885 г.

 
Звонница в 1885 году.


Фотография из книги: И.Грабарь. История русского искусства. 1909 г.


На этой фотографии, сделанной с близкого расстояния, фресковые росписи стен видны в деталях. Это уже целые картины, которые играли важное значение в восприятии образа собора.



Интерьер Рождественского собора. Фото И.Барщевского, 1881-1895 гг.


 
Северный портал Рождественского собора. Фото И. Барщевского,1890х гг.

И вот строки из книги «Московскiй Звенигородъ и его уездъ в церковно-археологическомъ отношении»  архимандрита Леонида.  Москва, 1878.



В этих витееватых фразах можно найти много конкретной информации. Во первых мы узнаем, что кровля была покрыта гонтом, то есть деревянными пластинами, своего рода черепицей из древесины. Во вторых автор сознается, что первоначальная фресковая живопись была уничтожена. И особенно интересно узнать, что ранее второй уровень церкви – хоры, были взаимосвязаны галереей с дворцовым корпусом. И что сам Дворец царя Алексея Михайловича в какие-то годы XIX века находился в неудовлетворительном состоянии, хотя на предствленных фотографиях все вполне благопристойно.



 Фото 1910-1915 гг.


 Вид на арку главного входа в монастырь и колокольню. Фото П.Павлова

       Огромный пласт информации несет в себе серия снимков, изображающих северную часть монастыря. Становится ясным, что в те годы оснавным входом на территорию служили проломные ворота в северной стене. А главный вход по лестнице из-под Троицкой церкви был закрыт (что видно на многих снимках), или открывался в редких случаях. Во всяком случае ворота на запоре ярко показывают степень использования парадного входа.

 

       Еще более неожиданными предстают картины при входе на территория монастыря через северные (задние) ворота. Прямо от северных ворот была выгорожена заборами некая «улица», которая вела к главной монастырской площади. А в огромном двухэтажном здании трапезной в те годы размещалось учебное заведение - духовное училище. Все это еще раз подтверждает, что основной вход в комплекс монастыря в XIX веке был организован через северные ворота, которые и тогда и в наши дни представляют собой обычные «проломные» ворота в крепостной стене.


Очень необычная фотография.
Такой вид представить сложно. От северных ворот идет улица к центральной площади,
с двух сторон огороженная заборами. Слева трапезная, вдали видно крыльцо Рождественского собора. Фото 1898 г.


Сегодня можно только предположить, что таким образом в монастыре было разделена территория на «гостевую зону» и собственно монастырскую, скрытую за оградами.

 
Трапезная монастыря, в которой размещалось в те годы Духовное училище. Фото 1900х гг.


 
Северная стена монастыря с задними воротами и угловой водовзводной башней. Фото П.Павлова, 1910е гг.

       С 1898 г. профессиональный фотограф Петр Павлов так же проводил съемку архитектурных памятников Москвы и окрестностей. На его фотографиях, выполненных зимой, монастырские здания приобретают особый колорит......

       Но северные ворота являются и единственным въездом на территорию монастыря. Парадный вход через Красную башню с системой лестниц и всходов всегда служил только для торжественных случаев.



Красная башня на раскрашенной открытке
Зимний вид на Красную башню. Фото П.Павлова

Завершение башни представляло собой некую смотровую площадку с колокольным звоном.

       Вообще надо отметить то обстоятельство, что среди весьма большого количества фотографий монастыря совершенно отсутствуют виды парадных лестниц. Это тоже косвенное подтверждение того, что в XIX веке парадных вход в монастырь использовался редко.


 
И наконец, общий вид монастыря со стороны пруда и надкладезной часовни.
Как и в наши дни, Саввино-Сторожевский монастырь утопает в зеленых кущах..................

..........................................................................................................................................
Литература.
- И.В.Тютюнникова. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Путеводитель. М: Северный паломник, 2009.
- И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. М: Буксмарт, 2013.

Фотографии.
Статья иллюстрирована фотографиями из разных источников, в том числе из интернета.
1 - Сайт Старые фотографии - https://pastvu.com/
2 - Фотографии И. Барщевского
3 - Фотографии П.Павлова
4 - Фотографии из книги: И.Грабарь. История русского искусства.
5 - Фотографии из собрания Звенигородского музея

Москва - Звенигород.   25 июня 2015 г.


Новости сайта
- 08 сентября 2024 г.
Исследование посвящено церкви в усадьбе Троицкое-Лыково, памятнику архитектуры конца XVII века. У него сложная судьба - проведенная в 1960-е годы реставрация здания была грубо искажена в XXI веке.
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.