Четверг, 21.11.2024, 09:29
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Статистика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Арка у Арбатских ворот

Дела давно минувших дней… преданья старины глубокой!

1. Жил-был художник один
Был такой художник Федор Алексеев, который на рубеже XVIII - XIX веков запечатлел на своих картинах виды Москвы. Выпускник Академии художеств, он изучал старинную русскую архитектуру и рисовал детальные этюды с натуры. В Москве он работал много лет. Здесь художник создал ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий и, конечно - разнообразные изображения Кремля.


Для примера - одна из картин Ф.Алексеева: Вид от Лубянки на Владимирские ворота

Ф.Алексеев создал свою команду, среди его учеников были С.Щедрин и М.Воробьев. Его работы сегодня являются уникальным историческим материалом. Он был одним из первых и чуть ли не единственным художником, который отобразил в своих работах не сановников и вельмож, а городской пейзаж.
И в ниши дни каждая его работа «на вес золота». Ведь первая фотография появилась значительно позднее. Как выглядела Москва в начале XIX века, как выглядели улицы и дома, как выглядели прохожие на улицах – все это мы сегодня можем узнать, рассматривая акварели и картины мастерской Ф.Алексеева. Его картины – это не только виды города, но еще и поэзия повседневной городской жизни.

2. Фотография, которая меня заинтересовала
Вот очень интересная акварельная работа, названа - Церковь Тихона Чудотворца у Арбатских ворот. Именно она недавно привлекла мое внимание.


Главная его составляющая –
это Арка перехода от дворца Головкина к церкви Тихона у Арбатских ворот.


На этом рисунке интересно буквально все. Слева стена и трехэтажное здание, дворец Головкина. На уровне второго этажа устроен переход в церковь, опирающийся на арку. Справа находится целый комплекс сооружений церкви. «Двойная церковь», и ближе к зрителю трапезная с интересной «распластанной бочкой» крыши, и трехъярусная колокольня. Первый ярус колокольни – это входное крыльцо, к которому ведут ступени с улицы. Интересная ограда церкви со столбиками и шарами наверху.
Как будто – все ясно. Церковь - настоящее сооружение XVII века, с трапезной и колокольней. Небольшая деталь – церковь относится к редкой компоновке двойной церкви. То есть две церкви рядом. Пропорции колокольни художник несколько вытянул по вертикали, но это не мешает созерцанию памятника архитектуры.

3. Карты и планы прошлых веков
Теперь посмотрим все это на исторических картах.


План императорского столичного города Москвы.
Еще стоят стены Белого города и Арбатские ворота,
к которым от Кремля ведут сразу две улицы, Воздвиженка и Знаменка. 
Арбатские ворота и церковь с аркой как раз в центре фрагмента:
Карта создана в Московской губернской межевой канцелярии в 1760 - 1770х гг.
под руководством инженер-майора Петра Горихвостова.
На карте акцентированы только самые важные сооружения XVIII века.


Площадь Арбатских ворот образовалась в результате сноса стен Белого города.
И создания на их месте системы бульваров, будущего Бульварного кольца Москвы.

Карта 1796 года. Пересечением осей я указал место церкви.


И фрагмент карты 1768 года в более крупном масштабе:
План хорош тем, что видны стены Белого города и Арбатские ворота,
доживающие последние годы.


А теперь давайте внимательно посмотрим на планы. В наши дни, когда всех этих сооружений давно и след простыл, только планы помогут понять место размещения и дворца Головкина и церкви, и соединяющей их шикарной арки-перехода.

План усадьбы Головкина и церкви на Арбатской площади. 1779 г.

План показывает и дворец, и «двойную церковь», и арку, их соединяющую

4. Детали акварельного рисунка

Церковь представляла собой хороший образец архитектуры XVII века. Давайте тоже посмотрим  на нее внимательно.
Ведь если бы она дожила до нашего времени, то была бы включена в том Памятников архитектуры Москвы. Но судьба у нее другая, и она – не дожила «дважды».
Но об этом чуть ниже.
Самая интересная часть фотографии, на мой взгляд – это АРКА:


Арка, повторюсь, несла переход от дворца Головкина к церкви. Кто там сидит наверху и чем занят – разглядеть сложно, да и не это главное. Главное – это вид на Кремль, открывшийся в арке. Думаю, что именно это обстоятельство привлекло художника, он установил свой  мольберт и принялся за работу. Я могу в деталях представить себе все сложности этой работы, когда его постоянно отвлекали прохожие и дети, они стояли сбоку, разглядывали  и комментировали его работу. Сам был в такой ситуации не раз. Прошли века, а поведение прохожих и детей не изменилось.
Впереди открывается вид на дома и дворы, которые издали и действительно представляют собой своеобразный проход. Хотя, если мы вновь обратимся к карте - то увидим, что улицы впереди нет. Есть цепочка дворов, и не более того –

Теперь в более крупном масштабе верх и купола самой церкви -


Все детали древнерусской архитектуры здесь присутствуют.
И купола, покрытые разноцветной черепицей, и барабаны с характерным рисунком, и закомары самой церкви

Арки первого яруса колокольни опираются на своеобразные «кувшиноподобные» элементы.
Очень часто встречается в архитектуре XVII века

И вновь возвращаюсь к Федору Алексееву, художнику, который с 1800 по 1812 год рисовал Москву. Чаще всего он рисовал с натуры акварели, а потом уже в Петербурге создавал гравюры и картины маслом. Выполненные художником и его учениками работы составляют бесценный вклад в историю московского пейзажа. Они запечатлели Москву в том виде, как ее застал 1812 год. Нарисовали «допожарную» Москву. Рассказывать о замечательном художнике можно долго. Он прожил большую жизнь, создал огромное количество картин, на которых изображены десятки городов мира, и умер в глубокой бедности, как и положено у нас настоящему художнику. Но это отдельная тема и желающие могут найти много материалов в литературе по искусству.

5. Продолжение этой удивительной истории

Теперь несколько слов о том, почему я назвал церковь «исчезнувшей два раза». Первый раз она пострадала в пожарах 1812 года. Затем ее «восстановили», но уже в совсем другом виде:


Вид церкви с Арбатской площади, фотография из альбома Найденова, 1860-е гг.

Получилось абсолютно новое здание в формах «позднего ампира», в котором невозможно узнать былую красоту древнерусской архитектуры. В общем – перестроили, в духе «поновления», который так любили церковные власти во все времена.

Фрагмент круговой панорамы Арбатской площади, 1901-1905 гг.
Узнать церковь можно только по тому, что она «сдвоенная»
и теперь ее завершают два однотипных сферических покрытий.
Ни дворца Головкина, ни арки уже давно нет и в помине


Арбатская площадь, 1924-1929 гг.

Вначале ХХ века Арбатская площадь приобрела новый характер –
бульвары, трамваи, на месте дворца Головкина появился огромный крытый рынок,
а рядом с ним будущий кинотеатр «Художественный»


Будущий кинотеатр «Художественный» и Арбатский рынок. Фото: А.Грановский, 1934 г.
(церковь осталась справа за кадром, а может быть - ее уже нет)

Потонувшая в новой застройке и полностью перестроенная церковь - к тому времени невзрачная постройка, в 1934 (?) году была снесена. Так завершило свой сложный путь изначально красивое здание - древнерусская пятиглавая церковь с аркой-переходом, располагавшаяся  прямо возле Арбатских ворот Белого города, с которой я начал свой рассказ.

…………………………………………………………
- Рисунок церкви с аркой я встретил на сайте Фотографий прошлого - https://pastvu.com/
Конечно, я видел много работ Ф.Алексеева, но рисунок на сайте поразил меня своей географической привязкой к местности. Так вот, где это нарисовано!
Очень неожиданно оказалось, что рисунок разместил мой друг по Живому Журналу, скрывающийся под именем «Старый цвет»  - http://oldcolor.livejournal.com/ - да еще и подобрал интересные материалы, доказывающие место размещения объекта на карте.
- Все карты и планы – с сайта Ретромап

Москва - Арбатская площадь,  первоначальная версия разработана в декабре 2016 г.
Вся работа откорректирована 15.03.2019 г.



Новости сайта
- 08 сентября 2024 г.
Исследование посвящено церкви в усадьбе Троицкое-Лыково, памятнику архитектуры конца XVII века. У него сложная судьба - проведенная в 1960-е годы реставрация здания была грубо искажена в XXI веке.
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.