В городе Боровске мне довелось бывать несколько раз, в 1960-х - 1990-х годах. Конечно, я начинал каждое из этих путешествий с осмотра Пафнутьев Боровского монастыря.
В самый первый раз, в середине 1960-х годов, я добирался до монастыря на рейсовом автобусе от железнодорожной станции Балабаново. Пока дожидался автобуса, заглянул в малюсенький книжный магазинчик, и – о, чудо – купил великолепную маленькую белую книжку о каком-то городе. Покупка редкой книги в те годы была особенной удачей, и мое настроение стало прекрасным.
В автобусе кондуктор предупредила, что автобус поедет по «новой дороге» и от остановки до монастыря придется идти пешком. Но автобус поехал по «старому пути», то есть по нижней дороге как раз мимо монастыря, опять удача. Вот тогда-то я впервые узнал, что монастырь лежит в долине, а новая дорога проходит выше, по горам.
1. Новая дорога в Боровск, напрямую – через сосновые боры.
Пафнутьев Боровский монастырь где-то с левой стороны, в долине.
Современное фото.
Пафнутьев Боровский монастырь где-то с левой стороны, в долине.
Современное фото.
2. Вид на монастырь с высокого места, от соснового бора
3. Общий вид на Пафнутьев Боровский монастырь с юго-восточной стороны
Русские монастыри-крепости являются сооружениями весьма специфического характера. Суровой мощью веет от их крепостных стен. И в Пафнутьев Боровском монастыре тоже воочию представлены все элементы защиты – толстые стены с окнами-бойницами верхнего и подошвенного боя, мощные трехъярусные башни. Особенно внушительно стены смотрятся с северо-запада, с высокого берега небольшой речки Истермы, откуда видны сооружения дополнительного защитного пояса – валы и пруды.
4. Вид со стороны пруда на «Входную» башню и колокольню
Карта - схема Пафнутьев Боровского монастыря
Хотя надо заметить, что изначально, в середине XV века, монах Пафнутий поселился в этом месте, в почти непроходимых боровских лесах, для «уединенной монашеской жизни». И последовавшее в XVI веке превращение монастыря в один из оплотов Московского государства на его западных границах, и дальнейшее строительство крепости мало что добавило в военно-оборонные возможности данного места. Территория монастыря оказалась в низине, что вообще неприемлемо для создания крепости.
И сама планировка монастыря-крепости тоже несколько странная. Ведь основная опасность подстерегала крепость с западной стороны - это коварные поляки, литва или немцы. Но именно северо-западная сторона Пафнутьев Боровского монастыря построена без угловой башни на переломе стены, которая просто необходима для обзора подходов к стенам. Да и весь контур стен, далекий от окружности или квадрата, тоже говорит о больших сложностях, которые встретились древнерусскому архитектору с самого начала возведения стен. Почему территория вытянута в форме глаза? Почему так непродуманно расположены башни? Разве древнерусские градостроители не понимали, что небольшая речушка Истерма и два искусственных пруда – это слишком скромные сооружения на пути наступающих врагов? Никто сегодня не даст ответа.........
При входе на территорию монастыря посетителя встречает самое древнее здание - трапезная с церковью Рождества Христова 1511 г. Фасады трапезной с маленькими окошками, врезанными в толщу стены, показывают суровую простоту древнерусской архитектуры. Пятиярусная колокольня пристроена к трапезной в конце XVII века, и составляет с ним как бы одно сооружение.
Вторым, по времени, является самое крупное здание в центре территории – собор Рождества Богородицы, конец XVI века. Эти три сооружения - древняя трапезная палата, колокольня и Рождественский собор - и составляют главный ансамбль Пафнутьев Боровского монастыря.
5. Главный ансамбль: справа древняя трапезная палата, затем колокольня,
и слева Рождественский собор, полузакрытый трапезной XIX века.
Рождественский собор имеет большую историю, излагать которую в небольшой статье сложно.
Необходимо только отметить главное обстоятельство. За четыре столетия собор много раз подвергался переделкам и самые поразительные были сделаны в XVIII -XIX вв. В XVIII в. надстроены главы — вместо шлемовидных окончаний были поставлены «двухэтажные» с луковичными главками, чтобы как-то приблизить собор по высоте к появившейся в конце XVII в. новой высокой колокольне. Для увеличения площади собора в 1837 г. к западной стене на место бывшей ветхой паперти пристраивается кирпичная трапезная, сохранившаяся до наших дней. Это единственное сооружение в стиле классицизма на территории монастыря.
Две фотографии для сравнения (кликнуть для увеличения) -
6. Собор в начале ХХ века - фото 1915г. 7. Собор после реставрации - Фото: А.В.Шатохин, 1985г.
Представленные фотографии ярко демонстрируют изменения в облике собора. Ведь в XVIII и XIX веках у нас не существовало понятия «Древнерусская архитектура», и общество того времени смотрело на искусство прошлых лет с определенной долей превосходства. Сооружения прошлых веков безжалостно перестраивали, надстраивали или попросту сносили и заменяли новостройкой. У деятелей церкви это именовалось «поновление». Вот в таком виде собор был в начале ХХ века.
И только после революции стало возможно заняться изучением и научной реставрацией этого памятника Русской архитектуры. Но путь этот оказался тоже не быстрым и непростым. Многие десятилетия комплекс содержался весьма небрежно. Размещенные в нем организации только эксплуатировали существующие здания. В стенах собора появились трещины. Дубовые сваи, которые применялись строителями храма для уплотнения грунта, со временем разрушились, и произошла осадка почвы под подошвой фундамента. Обрушение центральной главы собора в середине 1950 гг. показало катастрофическое состояние памятника архитектуры. Чтобы спасти собор, требовалось полное его укрепление. Для этого под все здание были подведены новые фундаменты. Фундаменты подводились отдельными «захватами» с удалением сгнивших дубовых свай и слабой кладки.
8. Собор в ходе реставрационных работ.
Идет восстановление древней формы окон. Уже воссозданы четыре шлемовидные главы четверика
и видны кокошники центральной главы (кликнуть для увеличения)
Идет восстановление древней формы окон. Уже воссозданы четыре шлемовидные главы четверика
и видны кокошники центральной главы (кликнуть для увеличения)
9. Воссоздание первоначальных форм центральной главы.
Вид с колокольни. Фото 1962-65 гг.
Вид с колокольни. Фото 1962-65 гг.
Реставрационные работы, проведенные советскими специалистами в 1960-х годах, вернули древнему собору его первоначальный облик - с позакомарным покрытием основного четверика, кокошниками у подножия барабанов и шлемовидными главами.
10. Уже отреставрированный собор и «классическая» трапезная, подготовленная к ремонту
Колокольня
чрезвычайно живописна. Совершенно неожиданно поставлен восьмигранник
колокольни – стены его идут не вдоль стен четверика, а направлены к
фасадам четверика своими углами. Очень необычное и смелое решение
применили мастера XVII века. Колокольню интересно смотреть со всех
сторон.
12. Общий вид восточного фасада, в котором трапезная палата
с церковью Рождества Христова и колокольня сливаются в единый комплекс.
Фото с южной стороны.
13. Восточный фасад здания. Вид с северной стороны.
На первом плане - церковь Рождества Христова
Еще один архитектурный ансамбль скрывается в глубине монастырской территории, в её восточной части – это церковь Митрофания и больничные палаты с Ильинской церковью.
14. Трехэтажный корпус келий с церковью Митрофания, больничные палаты с Ильинской церковью,
и справа придел собора Рождества Богородицы. Фото: В.Титов, 1973г.
и справа придел собора Рождества Богородицы. Фото: В.Титов, 1973г.
15. Из этого ансамбля в восточной части монастыря наибольший интерес
представляет собой небольшая,
но очень изящная Ильинская церковь с больничными палатами.
Маленькие окошки палаты точно спрятаны в глубине толстых стен.
но очень изящная Ильинская церковь с больничными палатами.
Маленькие окошки палаты точно спрятаны в глубине толстых стен.
16. Существующий трехэтажный корпус келий был фактически заново построен в 1840 г.
на месте двухэтажных палат и примыкает к церкви Митрофания.
на месте двухэтажных палат и примыкает к церкви Митрофания.
Церковь Митрофания построена в 1760-х гг. и первоначально выглядела совсем иначе. Церковь окружало с трех сторон открытое гульбище, от которого сохранились только арки входа, опирающиеся на круглые кирпичные столбы.
Само трехэтажное здание келий весьма громоздкое, и мягко говоря, не является украшением ансамбля. Построенное в 1840-х годах, оно тоже пример "поновления", при котором двухэтажные настоятельские палаты были заменены трехэтажным корпусом значительно более крупных размеров. Очевидно, что при его постройке и было уничтожено гульбище вокруг церкви Митрофания. А то, как здание «состыковано» с церковью и вообще вызывает негодование. Но время было упущено, какие-то объективные причины не дали реставраторам возможности «разобраться» с этой поздней постройкой.
Могу только предположить, что сегодня сделать уже ничего невозможно, изменилась ситуация.
17. Двухэтажный корпус келий, в виде отдельных, примыкающих друг к другу строений,
очень интересное сооружение
очень интересное сооружение
Он расположен как бы по окружности, и проходит вдоль стен. Корпус создавался в течении многих лет.
А вот справа виден единственный на территории объект, построенный в ХХ веке, в 1930-е годы для училища механизации. Как и обычно бывает в подобных случаях, это здание не представляет собой исторической ценности, но зато предельно функционально.
18. Вид монастыря с поднебесных высот
Стены и башни Пафнутьев Боровского монастыря – это, наверное, одна из самых интересных тем в рассмотрении ансамбля.
В начале своей статьи я немного коснулся общих вопросов строительства монастырей-крепостей на Руси и тех проблемах, с которыми вынужден был столкнуться мой коллега, архитектор XVI века. Имя его неизвестно, но его труды восхищают нас. Наверное, у него было много сложностей – нужно было выполнить царский указ, не ослушаться церковное начальство, и к тому же слабые строительные возможности того времени, и подневольные крепостные крестьяне, как основные трудовые резервы.
В 1610 году Лжедмитрий и литовские войска осадили крепость, но взять её все-таки не смогли. Только предательство двух воевод помогло врагам проникнуть внутрь и разграбить монастырь. Сторонники «Тушинского вора» открыли врагам ворота в небольшой Входной башне, в западной части монастыря. Во всяком случае, так описаны события смутного времени в летописях. В 1812 году армия Наполеона, покинув сожженную Москву, тоже ненадолго захватила монастырь, разграбила и частично сожгла его деревянные и каменные сооружения.
Когда я приезжал посмотреть и порисовать Пафнутьев Боровский монастырь, то мне больше нравились его наружные виды, башни и стены. Внутри на территории всегда было много экскурсантов, всегда неторопливо шли строительные работы по реставрации корпусов. На фотографиях хорошо видно, что территория была завалена строительными материалами, бревнами, досками, кучами кирпича. Многие годы этот памятник русской архитектуры ремонтировался и реставрировался. Но фотографии показывают, что уже в середине 1980-х годов основные работы подходили к завершению.
19. Центральная башня южной стены монастыря – Георгиевская (Знаменская).
Несмотря на свою типичность, эта башня имеет особенности – в ней предусмотрены Святые ворота.
И очевидно, в древности она и была главным входом в монастырь
Несмотря на свою типичность, эта башня имеет особенности – в ней предусмотрены Святые ворота.
И очевидно, в древности она и была главным входом в монастырь
20. Наиболее древняя и
единственная круглая башня так и называется «Круглая».
Она построена в первой половине XVI века.
И окружающие стены тоже дышат седой стариной,
Она построена в первой половине XVI века.
И окружающие стены тоже дышат седой стариной,
явно отличаясь от более изящных построек XVII века.
На фотографии 1985 г. башня еще завершается кровлей XVIII века,
но позднее была восстановлена деревянная шатровая, как и на других башнях
На фотографии 1985 г. башня еще завершается кровлей XVIII века,
но позднее была восстановлена деревянная шатровая, как и на других башнях
21. Тайницкая башня, угловая и первая при входе на территорию
22. А вот так Входная башня и примыкающая к ней Погребная палатка
смотрелись в 1985 году со стороны монастырского двора
смотрелись в 1985 году со стороны монастырского двора
23. Сторожевая башня. Она и сегодня стоит без шатра
24. В XIX в.первоначально «проломные» ворота были оформлены полукруглыми «башнями»
и получился вот такой, несколько наивный входной комплекс,
который встречал и сегодня встречает всех сюда приходящих
25. На фотографии хорошо представлена живая атмосфера тех лет,
когда большие группы экскурсантов привозили на автобусах
и получился вот такой, несколько наивный входной комплекс,
который встречал и сегодня встречает всех сюда приходящих
25. На фотографии хорошо представлена живая атмосфера тех лет,
когда большие группы экскурсантов привозили на автобусах
и на территории проводились десятки экскурсий.
Фото: В.Титов – «Экскурсия в Боровск», 1973г.
Фото: В.Титов – «Экскурсия в Боровск», 1973г.
Вот таким мне вспоминается монастырь-крепость в бору на берегу Протвы.
Несколько раз я приезжал уже на машине в 1980-е – 1990-е годы, несколько раз здесь рисовал. Но в музей не заходил, и ничего о нем сказать не могу.
В одно из посещений всей семьей, осмотрев сооружения монастырского комплекса, мы проехали на машине между стеной и прудом и остановились на тенистой аллее. Здесь не ходили туристы, было тихо и спокойно........
26. Пруд, стена, башня, собор, колокольня ..... и тишина
А рядом - древние стены, зеленые кущи деревьев, заросшие пруды, тишина, в общем - отдохнули мы хорошо.
И поехали в Боровск.
В заключении хочу сказать, что мне давно хотелось детально разобраться в планировке монастыря.
Но отсутствие фотографий не давало возможности рассказать об этом архитектурном комплексе. И вот недавно мой давний друг презентовал мне серию своих слайдов, выполненных приблизительно в те же годы. Эти снимки хорошо иллюстрируют то состояние, в котором монастырь пребывал многие десятилетия. И еще на снимках видны проводимые в те годы работы по возрождению и реставрации архитектурного комплекса. Это делает снимки особо ценным историческим материалом.
И подключив к ним еще и несколько снимков с сайта Старых фотографий – удалось, наконец-то, написать статью.
...............................................................................
Литература
- М.Фехнер. Калуга. Боровск. М.:Искусство, 1972.
Фотографии
В статье подобраны фотографии из разных источников:
1. Фотографии, которые предоставил для данной статьи Аркадий Вадимович Шатохин, краевед и фотограф, исследователь русской церковной архитектуры
2. Привлеченные с сайта «Фотографии прошлого» - https://pastvu.com/
3. Карта-схема монастыря выполнена автором на основе материалов книги
Калуга - Боровск - Москва............ !965 - 1985 гг.
Статья опубликована 4 февраля 2016 г.
и дополнена фотографиями 20 февраля 2016 г.