Воскресенье, 13.10.2024, 03:53
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Крепость под бором

Воспоминание о Пафнутьев Боровском монастыре

       В городе Боровске мне довелось бывать несколько раз, в 1960-х - 1990-х годах. Конечно, я начинал каждое из этих путешествий с осмотра Пафнутьев Боровского монастыря.
       В самый первый раз, в середине 1960-х годов, я добирался до монастыря на рейсовом автобусе от железнодорожной станции Балабаново. Пока дожидался автобуса, заглянул в малюсенький книжный магазинчик, и – о, чудо – купил великолепную маленькую белую книжку о каком-то городе. Покупка редкой книги в те годы была особенной удачей, и мое настроение стало прекрасным.
В автобусе кондуктор предупредила, что автобус поедет по «новой дороге» и от остановки до монастыря придется идти пешком. Но автобус поехал по «старому пути», то есть по нижней дороге как раз мимо монастыря, опять удача. Вот тогда-то я впервые узнал, что монастырь лежит в долине, а новая дорога проходит выше, по горам.


 1. Новая дорога в Боровск, напрямую – через сосновые боры.
Пафнутьев Боровский монастырь где-то с левой стороны, в долине.
Современное фото.


 2. Вид на монастырь с высокого места, от соснового бора


3. Общий вид на Пафнутьев Боровский монастырь с юго-восточной стороны

       Русские монастыри-крепости являются сооружениями весьма специфического характера. Суровой мощью веет от их крепостных стен. И в Пафнутьев Боровском монастыре тоже воочию представлены все элементы защиты – толстые стены с окнами-бойницами верхнего и подошвенного боя, мощные трехъярусные башни. Особенно внушительно стены смотрятся с северо-запада, с высокого берега небольшой речки Истермы, откуда видны сооружения дополнительного защитного пояса – валы и пруды.

 
4. Вид со стороны пруда на «Входную» башню и колокольню


 Карта - схема Пафнутьев Боровского монастыря

       Хотя надо заметить, что изначально, в середине XV века, монах Пафнутий поселился в этом месте, в почти непроходимых боровских лесах, для «уединенной монашеской жизни». И последовавшее в XVI веке превращение монастыря в один из оплотов Московского государства на его западных границах, и дальнейшее строительство крепости мало что добавило в военно-оборонные возможности данного места. Территория монастыря оказалась в низине, что вообще неприемлемо для создания крепости.
       И сама планировка монастыря-крепости тоже несколько странная. Ведь основная опасность подстерегала крепость с западной стороны - это коварные поляки, литва или немцы. Но именно северо-западная сторона Пафнутьев Боровского монастыря построена без угловой башни на переломе стены, которая просто необходима для обзора подходов к стенам. Да и весь контур стен, далекий от окружности или квадрата, тоже говорит о больших сложностях, которые встретились древнерусскому архитектору с самого начала возведения стен. Почему территория вытянута в форме глаза? Почему так непродуманно расположены башни? Разве древнерусские градостроители не понимали, что небольшая речушка Истерма и два искусственных пруда – это слишком скромные сооружения на пути наступающих врагов? Никто сегодня не даст ответа.........
 
       При входе на территорию монастыря посетителя встречает самое древнее здание - трапезная с церковью Рождества Христова 1511 г. Фасады трапезной с маленькими окошками, врезанными в толщу стены, показывают суровую простоту древнерусской архитектуры.
Пятиярусная колокольня пристроена к трапезной в конце XVII века, и составляет с ним как бы одно сооружение.
       Вторым, по времени, является самое крупное здание в центре территории – собор Рождества Богородицы, конец XVI века. Эти три сооружения -
древняя трапезная палата, колокольня и Рождественский собор - и составляют главный ансамбль Пафнутьев Боровского монастыря.


5. Главный ансамбль: справа древняя трапезная палата, затем колокольня,
и слева Рождественский собор, полузакрытый трапезной XIX века.

       Рождественский собор имеет большую историю, излагать которую в небольшой статье сложно.
       Необходимо только отметить главное обстоятельство. За четыре столетия собор много раз подвергался переделкам и самые поразительные были сделаны в XVIII -XIX вв. В XVIII в. надстроены главы — вместо шлемовидных окончаний были поставлены «двухэтажные» с луковичными главками, чтобы как-то приблизить собор по высоте к появившейся в конце XVII в. новой высокой колокольне. Для  увеличения площади собора в 1837 г. к западной стене на место бывшей ветхой паперти пристраивается кирпичная трапезная, сохранившаяся до наших дней. Это единственное сооружение в стиле классицизма на территории монастыря.



 Две фотографии для сравнения (кликнуть для увеличения) -

6. Собор в начале ХХ века - фото 1915г.   7. Собор после реставрации - Фото: А.В.Шатохин, 1985г.

       Представленные фотографии ярко демонстрируют изменения в облике собора. Ведь в  XVIII и XIX веках у нас не существовало понятия «Древнерусская архитектура», и общество того времени смотрело на искусство прошлых лет с определенной долей превосходства. Сооружения прошлых веков безжалостно перестраивали, надстраивали или попросту сносили и заменяли новостройкой. У деятелей церкви это именовалось «поновление». Вот в таком виде собор был в начале ХХ века.

       И только после революции  стало возможно заняться изучением и научной реставрацией этого памятника Русской архитектуры. Но путь этот оказался тоже не быстрым и непростым. Многие десятилетия комплекс содержался весьма небрежно. Размещенные в нем организации только эксплуатировали существующие здания. В стенах собора появились трещины. Дубовые сваи, которые применялись строителями храма для уплотнения грунта, со временем разрушились, и произошла осадка почвы под подошвой фундамента. Обрушение центральной главы собора в середине 1950 гг. показало катастрофическое состояние памятника архитектуры. Чтобы спасти собор, требовалось полное его укрепление. Для этого под все здание были подведены новые фундаменты. Фундаменты подводились отдельными «захватами» с удалением сгнивших дубовых свай и слабой кладки.


8. Собор в ходе реставрационных работ.
Идет восстановление древней формы окон. Уже воссозданы четыре шлемовидные главы четверика
и видны кокошники центральной главы (кликнуть для увеличения)


 9. Воссоздание первоначальных форм центральной главы.
Вид с колокольни. Фото 1962-65 гг.


       Реставрационные работы, проведенные советскими специалистами в 1960-х годах, вернули древнему собору его первоначальный облик - с позакомарным покрытием основного четверика, кокошниками у подножия барабанов и шлемовидными главами.


 
10. Уже отреставрированный собор и «классическая» трапезная, подготовленная к ремонту

       Колокольня чрезвычайно живописна. Совершенно неожиданно поставлен восьмигранник колокольни – стены его идут не вдоль стен четверика, а направлены к фасадам четверика своими углами. Очень необычное и смелое решение применили мастера XVII века. Колокольню интересно смотреть со всех сторон.


11. Колокольня настолько высокая, что её трудно сфотографировать.
Здесь она снята с восточной стороны, справа видна апсида собора - (кликнуть фото для увеличения)


 
12. Общий вид восточного фасада,
в котором трапезная палата
с церковью Рождества Христова и колокольня сливаются в единый комплекс.
Фото с южной стороны.


13. Восточный фасад здания. Вид с северной стороны.
На первом плане - церковь Рождества Христова


Еще один архитектурный ансамбль скрывается в глубине монастырской территории, в её восточной части – это церковь Митрофания и больничные палаты с Ильинской церковью.

 

14. Трехэтажный корпус келий с церковью Митрофания, больничные палаты с Ильинской церковью,
и справа придел собора Рождества Богородицы. Фото: В.Титов, 1973г.


15. Из этого ансамбля в восточной части монастыря наибольший интерес
представляет собой небольшая,
но очень изящная Ильинская церковь с больничными палатами.
Маленькие окошки палаты точно спрятаны в глубине толстых стен.



 16. Существующий трехэтажный корпус келий был фактически заново построен в 1840 г.
на месте двухэтажных палат и примыкает к церкви Митрофания.

       Церковь Митрофания построена в 1760-х гг. и первоначально выглядела совсем иначе. Церковь окружало с трех сторон открытое гульбище, от которого сохранились только арки входа, опирающиеся на круглые кирпичные столбы.

       Само трехэтажное здание келий весьма громоздкое, и мягко говоря, не является украшением ансамбля. Построенное в 1840-х годах, оно тоже пример "поновления", при котором двухэтажные настоятельские палаты были заменены трехэтажным корпусом значительно более крупных размеров. Очевидно, что при его постройке и было уничтожено гульбище вокруг церкви Митрофания. А то, как здание «состыковано» с церковью и вообще вызывает негодование. Но время было упущено, какие-то объективные причины не дали реставраторам возможности «разобраться» с этой поздней постройкой.
       Могу только предположить, что сегодня сделать уже ничего невозможно, изменилась ситуация.
 

17. Двухэтажный корпус келий, в виде отдельных, примыкающих друг к другу строений,
очень интересное сооружение


       Он расположен как бы по окружности, и проходит вдоль стен. Корпус создавался в течении многих лет.
А вот справа виден единственный на территории объект, построенный в ХХ веке, в 1930-е годы для училища механизации. Как и обычно бывает в подобных случаях, это здание не представляет собой исторической ценности, но зато предельно функционально.


18. Вид монастыря с поднебесных высот

       Стены и башни Пафнутьев Боровского монастыря – это, наверное, одна из  самых интересных тем в рассмотрении  ансамбля.
       В начале своей статьи я немного коснулся общих вопросов строительства  монастырей-крепостей на Руси и тех проблемах, с которыми вынужден был столкнуться мой коллега, архитектор XVI века. Имя его неизвестно, но его труды восхищают нас. Наверное, у него было много сложностей – нужно было выполнить царский указ, не ослушаться церковное начальство, и к тому же слабые строительные возможности того времени, и подневольные крепостные крестьяне, как основные трудовые резервы.
       В 1610 году Лжедмитрий и литовские войска осадили крепость, но взять её все-таки не смогли. Только предательство двух воевод помогло врагам проникнуть внутрь и разграбить монастырь. Сторонники «Тушинского вора» открыли врагам ворота в небольшой Входной башне, в западной части монастыря. Во всяком случае, так описаны события смутного времени в летописях. В 1812 году армия Наполеона, покинув сожженную Москву, тоже  ненадолго захватила монастырь, разграбила и частично сожгла его деревянные и каменные сооружения.

       Когда я приезжал посмотреть и порисовать  Пафнутьев Боровский монастырь, то мне больше нравились его наружные виды, башни и стены. Внутри на территории всегда было много экскурсантов, всегда неторопливо шли строительные работы по реставрации корпусов. На фотографиях хорошо видно, что территория была завалена строительными материалами, бревнами, досками, кучами кирпича. Многие годы этот памятник русской архитектуры ремонтировался и реставрировался. Но фотографии показывают, что уже в середине 1980-х годов основные работы подходили к завершению.


 
19. Центральная башня южной стены монастыря – Георгиевская (Знаменская).
Несмотря на свою типичность, эта башня имеет особенности – в ней предусмотрены Святые ворота.
И очевидно, в древности она и была главным входом  в монастырь

 

20. Наиболее древняя и единственная круглая башня так и называется «Круглая».
Она построена в первой половине XVI века.
И окружающие стены тоже дышат седой стариной,
явно отличаясь от более изящных построек XVII века.
На фотографии 1985 г. башня еще завершается кровлей XVIII века,
но позднее была восстановлена деревянная шатровая, как и на других башнях


21. Тайницкая башня, угловая и первая при входе на территорию
 

22. А вот так Входная башня и примыкающая к ней Погребная палатка
смотрелись в 1985 году со стороны монастырского двора
 


23. Сторожевая башня. Она и сегодня стоит без шатра

 
24. В XIX в.первоначально «проломные» ворота были оформлены полукруглыми «башнями»
и получился вот такой, несколько наивный входной комплекс,
который встречал и сегодня встречает всех сюда приходящих 


25. На фотографии хорошо представлена живая атмосфера тех лет,
когда большие группы экскурсантов привозили на автобусах
и на территории проводились десятки экскурсий.
Фото: В.Титов – «Экскурсия в Боровск», 1973г.

       Вот таким мне вспоминается монастырь-крепость в бору на берегу Протвы.
Несколько раз я приезжал уже на машине в 1980-е – 1990-е годы, несколько раз здесь рисовал. Но в музей не заходил, и ничего о нем сказать не могу.

       В одно из посещений всей семьей, осмотрев сооружения монастырского комплекса, мы проехали на машине между стеной и прудом и остановились на тенистой аллее. Здесь не ходили туристы, было тихо и спокойно........
 

26. Пруд, стена, башня, собор, колокольня ..... и тишина

       И устроили отличный обед на природе, благо вся еда была приготовлена заранее. Осталось только разложить складные стол и стульчики и устроиться в тени деревьев. Конечно, наша трапеза отличалась от обычных походных посиделок своей сервировкой – стол со скатертью, тарелки, ножи и вилки, и чай из редкостных в те времена «небьющихся» стаканов.
А рядом - древние стены, зеленые кущи деревьев, заросшие пруды, тишина, в общем - отдохнули мы хорошо.
И поехали в Боровск.

       В заключении хочу сказать, что мне давно хотелось детально разобраться в планировке монастыря.
Но отсутствие фотографий не давало возможности рассказать об этом архитектурном комплексе. И вот недавно мой давний друг презентовал мне серию своих слайдов, выполненных приблизительно в те же годы. Эти снимки хорошо иллюстрируют то состояние, в котором монастырь пребывал многие десятилетия. И еще на снимках видны проводимые в те годы работы по возрождению и реставрации архитектурного комплекса. Это делает снимки особо ценным историческим материалом.
И подключив к ним еще и несколько снимков с сайта Старых фотографий – удалось, наконец-то, написать статью.
...............................................................................

Литература
- М.Фехнер. Калуга. Боровск. М.:Искусство, 1972.

Фотографии
В статье подобраны фотографии из разных источников:
1. Фотографии, которые предоставил  для данной статьи Аркадий Вадимович Шатохин, краевед и фотограф, исследователь русской церковной архитектуры
2. Привлеченные с сайта «Фотографии прошлого» - https://pastvu.com/
3. Карта-схема монастыря выполнена автором на основе материалов книги

Калуга - Боровск - Москва............ !965 - 1985 гг.

Статья опубликована 4 февраля 2016 г.
и дополнена фотографиями 20 февраля 2016 г.



Новости сайта
- 08 сентября 2024 г.
Исследование посвящено церкви в усадьбе Троицкое-Лыково, памятнику архитектуры конца XVII века. У него сложная судьба - проведенная в 1960-е годы реставрация здания была грубо искажена в XXI веке.
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.